Новости

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Лучше её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 3-4 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их нужно эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых трех-четырёх упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приёмы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся спокойном положении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему. Упражнения взрослый выполняет вместе с ребёнком. Для этого он должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определённого навыка и достигается путём тренировки.

Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений:

· точность движения;

· плавность (движения без толчков, подёргиваний, дрожания органа, без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах);

· темп выполнения ( вначале движение выполняется несколько замедленно, темп регулируется с помощью отстукивания, постепенно убыстряя его);

· устойчивость (полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго);

· переход от одного движения к другому должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу от выполнения движения. Лучше покажите его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады.