Новости

Роль артикуляционной гимнастики. Рекомендации специалистов Консультационного центра МАДОУ Детский сад № 58

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических: процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднююипередние части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при звуках б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).

Движения мягкого неба также важны при образовании звуков. Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, мь, н, нь. Если мягкое небо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, мь, н, нь).