Новости

Речь ребенка. Рекомендации специалистов Консультационного центра МАДОУ Детский сад № 58

Речь – главный показатель умственного развития ребенка. В дошкольном возрасте дети овладевают всеми элементами родного языка: словарным запасом, грамматикой, синтаксисом. Если бы ребенок не слышал речь окружающих, не общался с ними, то не смог бы научиться говорить и мыслить – ведь мысль может быть выражена только в слове. В литературе описаны случаи, когда дети в раннем возрасте по тем или иным причинам были лишены окружения людей. Эти дети не только не умели говорить, но их умственное развитие остановилось на низком уровне.

Не стоит полагать на то, что ребенок сам, без активной помощи взрослых научиться говорить правильно. Но какой, завистливыми. Как избежать этого? должна быть эта помощь? Некоторых родителей умиляют неуклюжие попытки малышей говорить трудное слово: « Скажи, девочка, еще раз «велосипед», и, услышав, «иловепед», смеются. Другие стараются, как можно раньше научить ребенка сложным словам и демонстрируют знакомым необыкновенные способности.

Пока малышу два – три года недостатки его речи не особенно волнуют, есть надежда, что с возрастом они пройдут. К семи годам, а порой и раньше, ребенок начинает понимать, что его речь отличается от речи сверстников, стесняясь дефектов своего произношения. Он старается говорить меньше.

Часто дети с недостатками речи плохо учатся, становятся неразговорчивыми, замкнутыми или, наоборот, дерзкими

Ребенок воспринимает язык непосредственно от окружающих и во многом зависит от них, как он будет говорить. Если в семье правильная, литературная речь, малыш научится языку быстрее и легче.

Часто бывает так: сын или дочь знает какое – либо слово, понимает его смысл, но в речи не употребляет. Почему это слово не вошло в активный словарь?

Родители называют и показывают ребенку, какой – нибудь предмет. Малыш запоминает его и уже не спутает с другим. Например, мама показывает кошку. Через некоторое время представится случай и мама покажет уже другую, беленькую кошку. У ребенка постепенно складывается представление, что любой такой зверек, независимо от цвета называется кошкой. Так он усваивает общее понятие. Вначале в словаре детей появляются слова, обозначающие людей, предметы и явления ближайшего окружения: мама, папа, дядя, стол, упал и т.д. Чем больше дети узнают окружающий мир, тем шире становится их словарный запас.

Чтобы ребенок не только знал достаточное количество слов, но и пользовался ими в разговоре, нужно больше заниматься с ним.

Чтобы запас слов был достаточным, во время знакомства с окружающим не просто наблюдайте, а называйте предметы, явления, беседуйте о виденном.

Рассказ взрослого развивает любознательность ребенка, воспитывает умение слушать – все это важно и нужно. Но для развития речи необходимо, чтобы ребенок сам говорил о виденном, рассказывал обо всем, что его интересует. Долг взрослого - вызвать его на разговор, задать вопросы, отвечая на которые дети не только уточнят полученные знания, но и смогут составить небольшой связный рассказ, используя новые слова.

В события окружающей жизни способствуют развитию словаря. Дети шести - семи лет должны знать слова, не только обозначающие предметы, но и обобщенные (названия времен года, дней недели и т.д.).

Плохо, если словарь ребенка беден, но еще хуже, когда дети употребляют слова, не понимая их: «Не трогайте, Димочку, у него нервы », «Я сейчас абсолютно построю пароход». Это приучает к пустозвонству, к неряшливой речи, лишенной смысла.

Важно не только, как говорит ребенок, но и то, о чем он говорит, какие слова употребляет, как строит предложения.