Новости

Рекомендации специалистов МАДОУ Детский сад № 58 для родителей при выборе игрушек "Осторожно игрушка!"

Игрушка для ребенка – это не только развлечение, но и развивающее пособие. Она должны быть полезной, а главное, безопасной. В этой статье мы постараемся актуализировать и дополнить представления о требованиях к безопасности детских игрушек, о критериях выбора их с учетом безопасности для психического и физического здоровья ребенка.

Игрушки в значительной степени влияют на психическое развитие и личностное становление детей дошкольного возраста. Они являются помощниками ребенка в познании окружающего мира, в освоении различного вида деятельности, способствуют развитию психических процессов. Положительный эффект от использования игрушки зависит от ее правильного выбора. При неумелом подборе она в лучшем случае становится просто предметом интерьера, в худшем – может нанести значительный вред психическому и физическому здоровью ребенка.

По статистическим данным, из каждых 100 несчастных случаев, происходящих с детьми, 15 связанны с игрушками. Среди лидеров печальной статистики-детские пистолеты, магнитные конструкторы и воздушные шарики.

Выстрел из игрушечного пистолета пластмассовыми пульками и шариками, может приводить к серьезным травмам. В большинстве стран мира, торговля подобными игрушками категорически запрещена.

Магнитные конструкторы опасны тем, что при проглатывании нескольких шариков они притягиваются друг к другу и вызывают формирование меж кишечных свищей. Это требует срочной операции на брюшной полости.

Если ребенок надувает воздушный шарик ртом, то он может попасть в гортань, перекрыть ее и вызвать гибель ребенка. В ходе исследования, проводившегося в США в течение 20 лет, выяснилось, что половина смертей детей от игрушек связана с воздушными шариками.

Весьма распространенный результат покупки некачественной игрушки – аллергическая реакция на материал, из которого сделана игрушка, на краску, наполнитель. К различным видам травм приводит покупка не соответствующих возрасту игрушек с мелкими, плохо закрепленными деталями.

С появлением новых игрушек возникают новые опасности для детей, которые взрослым необходимо знать и уметь выявлять. Важно понимать, какое значение имеют различные игрушки для развития ребенка, научиться подбирать игрушку, которая бы его развивала и была бы при этом безопасна. Ведь игрушки делают из более ярких, привлекающих детей материалов. Они приобретают новые развивающие возможности, средства воздействия на детей. И в то же время новые красители не всегда безопасны, яркие цвета вызывают быстрое утомление глаз и нервной системы. Игрушки могут оказывать пагубное влияние на психику ребенка.

Что же нужно знать, чтобы ориентироваться в мире игрушек. Как ответить на вопрос какие педагогически ценные качества есть у данной игрушки, каков ее развивающий потенциал (располагает ли к сюжетной игре, развивает ли психические процессы, способствует личностному развитию ребенка и т.д.) и безопасна ли она здоровья малыша.

Выбирая игрушку попытайтесь определить тип и назначение данной игрушки, ее возможный развивающий эффект, позитивные и негативные стороны.

1. Оцените механическую (физическую) безопасность игрушки – неспособность изделия наносить ребенку различного рода травмы.

Механическая безопасность игрушки - прочность, безопасная конструкция, безопасный размер, безопасный вес, безопасный звук.

2. Оцените химико-биологическую безопасность игрушки.

Запах. Игрушка не должна обладать резким или неприятным запахом, говорящем о ее токсичности.

Цвет. Негативное воздействие на зрение и нервно-психическое состояние ребенка может оказать слишком яркий или «ядовитый» цвет игрушки.

Материал. Безопасность материала, из которого изготовлена и которым покрыта игрушка, должна быть заверена в специально прилагающимся паспорте. В нем также должно быть указано, что она не является аллергенным раздражителем и не содержит вредных химических веществ, не обладает токсичностью.

Гигиеничность. Возможность мыть или стирать игрушку.

3. Оцените игрушку исходя из педагогической ценности игрушки:

а) возраст ребенка, на который рассчитана игрушка;

б) развивающее назначение игрушки;

в) категория по виду игр, на которых используется игрушка;

г) функциональные свойства;

д) художественно-образное решение игрушки

4. На основе ниже приведенных психолого-педагогических критерий безопасности игрушки оцените выбранное вами изделие.

а) отсутствие явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу;

б) отсутствие в игрушки грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка;

в) функциональная привлекательность игрушки для ребенка (возможность использования в сюжетных играх, в индивидуальной и коллективной деятельности);

г) возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие);

д) развивающий потенциал игровых действий. Дидактические свойства игрушки, необходимые для развития детей;

е) эстетичность игрушки, отсутствие ошибок в ее конструкции, в описании логики игры.

ж) соответствие игрушки принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

Обратите внимание, что далеко не всегда можно объективно оценить все позитивные и негативные стороны игрушек. Также внешне может никак не проявляться концентрация вредных веществ в пластмассовых, ярких тканевых, резиновых игрушках, в детской бижутерии. С учетом этого, необходимо покупать игрушки в специализированных магазинах, помните, что если выбранная Вами игрушка оказалась бракованной или с наличием вредных веществ, Вы в праве поменять ее на другую или получить деньги назад.

Помните, какой бы не была игрушка, главное, чтобы она была безопасной!